Дмитрий Старостенков, исполнительный директор Evenbet Gaming

Продолжаем серию интервью с различными деятелями индустрии покера. Сегодня мы решили поговорить с CEO компании EvenBet Gaming Дмитрием Старостенковым.

EvenBet Gaming — партнер Poker.ru. Недавно мы запустили совместный проект — бесплатный покер-рум EvenBet-Poker.ru. Компания занимается разработкой покерного софта и работает на рынке с 2000-х годов. На своем опыте команда почувствовала все взлеты и падения индустрии. Победа Криса Манимейкера на WSOP 2003, «Черная пятница», скандалы с Ultimate Poker — EvenBet были свидетелями всех этих знаменательных событий.

Мы поговорили о всех этих важных моментах для дисциплины, а также затронули не менее значимые темы — создание софта и будущее онлайн-покера в России.

— Здравствуйте, Дмитрий. Вы начали заниматься покерным софтом в начале 2000-х, на несколько лет раньше «покерного бума». Почему решили обратить внимание именно на этот сегмент рынка?

— Компания занималась заказной разработкой, и мы получили заказ на покерный проект. Посмотрели правила и решили, что ничего сложного в этом нет. Мы согласились написать первую версию за относительно небольшую сумму. Это было большой ошибкой — по нашим ожиданиям мы должны были завершить проект за пару месяцев. Но оказалось, это огромная работа и очень сложный продукт. Все это вылилось в историю, которая длится почти 20 лет.

— Чем все-таки завершился первый проект?

— Он заработал, там даже проводились игры. Сказать, что это был хороший покер, я не могу. Наверняка с кучей ошибок, багов. Но это было начало 2000-х, когда все даже толком не знали правила, поэтому клиент даже смог запустить на нем бизнес-проект. В те времена игроки были не так требовательны. Главное, чтобы все работало — большого выбора не было.

Потом была победа Манимейкера, начал активно развиваться PokerStars, и к нам посыпались один за другим клиенты. Мы начали развивать свой продукт.

— Значит первый проект был удачный?

— Да, это был удачный кейс. Как часто бывает, когда молодые специалисты думают, что особых сложностей не будет, уверены в своих силах. Но потом оказывается, что масштабы работы были недооценены. Но нам в этом плане повезло — мы хоть и сделали несовершенный продукт, спрос на рынке позволил нам развиваться дальше, искать новые решения, добавлять инновации и находить новых клиентов.

— Вы начинали вместе с такими гигантами, как PokerStars, Full Tilt и partypoker. В чем причина их ошеломительного успеха? Если мы отбросим «покерный бум».

— На самом деле ни в чем. Нельзя сказать, что тогда софт чем-то выделялся. Был большой спрос, и его нужно было удовлетворить. Они появились и начали работать в удачное время. Это было стечение обстоятельств. Американский рынок всегда был развит в области гемблинга — США одна из лидирующих стран по казино на душу населения. У них давняя традиция игры в покер. Они удовлетворили мощный американский спрос. Это было основным двигателем роста покера на десятилетия.

У тех же Absolute и Ultimate Poker софт примерно нашего уровня. Технологически они ничем не отличались, а смогли вовремя выйти на рынок и удовлетворить спрос.

Проблемные программы, которые не ставились на ПК, никого не останавливали — люди были готовы столкнуться с этими трудностями, чтобы поиграть в покер. Но печально известные события «Черной пятницы» изменили рынок.

С того момента и до 2016 можно сказать, что покер стагнировал. Особенно ярко это было выражено в 2015 году, когда европейский и российский рынки выбрали все возможности для развития в объеме тех операторов, которые остались на тот момент. Произошло перенасыщение рынка, пошла «депрессия» в покерной индустрии, и многие смотрели в сторону других игр казино и слотов.

В 2016 году на рынке появился новый игрок — ПокерОК. Они предложили новую модель и большую базу азиатских игроков. Я считаю, что с момента захода сети GG из Азии начался новый тренд роста онлайн-покера. Азия, ПокерОК и клубные приложения дали второе дыхание. И по сегодняшний день они дают рост индустрии.

Сотрудник компании за работой

— Вы как никто другие знаете о всех взлетах и падениях покерного рынка. Назовите три ключевых события, которые отразились на индустрии.

— Американский рынок подкосил 2011 год. Не сказать, что это отразилось на всей индустрии, но на конкретные сегменты оказало сильное влияние. Если говорить в целом, то три основные точки: Манимейкер и PokerStars, Full Tilt и «Черная пятница» и 2016-2017 год — начало азиатского покера, новый тренд.

— Качественный софт — это довольные игроки. Как изменились требования пользователей за 15 лет?

— Обычно выделяют два типа пользователей: регуляров, стремящихся к заработку, и рекреационных игроков, которые воспринимают покер, как развлечение. Так как у них отличаются конечные цели, то и требования к софту совершенно разные. До 2016 года все крутилось вокруг игры. Добавление новых фич никак не отражалось на использовании софта. Регулярам не нужны 3D-аватары и другие фишки — ничего не должно отвлекать. Только карты и 20 столов.

Сейчас из-за азиатского тренда и клубного покера, которые привлекли тех, кто даже никогда не слышал о PokerStars, произошел перевес в сторону рекреационных игроков. Клубный покер формирует определенные привычки — игра по фану, развлечение, анимация. Поэтому пользователи приходят, чтобы хорошо провести время. Они требовательны к внешнему виду, аватарам, различным эффектам.

Если сравнивать два софта, то рекреационные игроки всегда выберут более красивый.

— Замкнутый круг: без красивого софта мы вернемся в 2016 год, когда притока новых игроков не будет.

— Да, времена покера ради покера уже прошли. Сейчас нужно конкурировать качеством и набором фич для развлечения пользователей и делать все, чтобы им было интересно играть. Простым софтом уже не заинтересовать посетителя.

— Сколько занимает времени создание покер-рума? От приема пожеланий клиента до финального тестирования.

— В среднем со всеми доработками и тестированием где-то 1-2 месяца. Сюда входит базовый сайт, платежные методы и другие пожелания.

— Сколько вы выполняете покерных проектов в год?

— 2-3 проекта в месяц. Суммарно 30-40 проектов в год мы выпускаем.

— Какой был самый необычный проект?

— Самые необычные, как правило, являются самыми неудачными, потому что их сложнее всего продать игрокам. Самый необычный, который даже сегодня кажется привлекательным: мы пытались запустить проект со скандинавскими партнерами. Они заключили договора с крупными брендами, такими как Coca-Cola, на спонсорство. Идея заключалась в том, что игроки участвуют в бесплатных играх и получают призы, а заработок идет с брендирования столов и лобби.

Другая вариация этой же идеи — благотворительные проекты. Проводится благотворительный турнир, где все собранные деньги за вход идут на благие дела, а в качестве призов привлекаются спонсоры — под них брендируют турнир, они раздают свою продукцию как призы. Заработок рума — часть от бай-инов для организации следующих игр.

— Это были успешные кейсы?

— Благотворительный проект работал, но из-за пандемии что-то перестало получаться, им пришлось закрыться. В первом проекте были сложности — они смогли привлечь даже автопроизводителей, но крупные бренды заинтересованы в крупных турнирах. Им неинтересно, когда они заплатили деньги, а на турнир пришло 50 человек. Это очень сложно обеспечить. Нужны огромные вливания в маркетинг, которых у них не было.

Командная работа

— Вы разрабатываете софт для азартной индустрии в целом. Расскажите об особенностях создания покерного софта. В чем ключевые отличия от создания азартных игр?

— Покер имеет уникальное позиционирование на рынке азартных игр. Это единственная Skill Game на рынке. Принято выделять три вертикали: спортивные ставки, казино и покер.

Покер занимает эксклюзивную нишу и сильно отличается от остальных по аудитории. В казино нет про-игроков, знаменитостей, комьюнити.

Практически невозможно сделать кросс-селл из казино и спорта в покер. Обратный вариант возможен. Игроки могут просто пойти отдохнуть за слотами или сделать ставку на команду.

По созданию софта есть свои нюансы, они как раз с этим связаны. Софт казино наиболее простой в создании. В нем идет упор не на само ПО, а на анимацию и математику. Покер сложен тем, что пользователи играют против друг друга. Много людей заходят в одно и тоже место одновременно. Это должна быть игра в живом режиме. Очень высокие требования к надежности, скорости работы, устойчивости, его готовность работать по разным каналам связи. Все эти моменты нужно учитывать.

— Расскажите о команде EvenBet Gaming. Сколько человек трудится в вашей компании?

— Около 120. Мы каждый месяц нанимаем большое количество сотрудников, поэтому эта цифра всегда ошибочна.

— В каких странах у вас открыты офисы?

— В США у нас офис с 2001 года. Есть в России, на Мальте. Сейчас открыли офисы в Сербии и Армении.

— Если с Мальтой все понятно, то почему выбор пал на другие страны?

— С Россией нас связывает история становления компании — мы начинали отсюда. В США мы открыли офис, так как индустрия в тот момент была на подъеме, нам нужно было помещение, чтобы решать все вопросы и оказывать поддержку нашим клиентам. Сейчас он больше направлен на латиноамериканский рынок и Канаду.

Сербию и Армению мы начали разрабатывать с конца прошлого года. Во-первых, хотим распределиться по временным зонам, во-вторых, пытаемся распределить саппорт и иметь больше гибкости и пространства для маневра — покрывать Европу и Азию. В этих странах есть большое количество компаний этой тематики, можно нанимать сотрудников, легкий доступ к выезду.

Работа над очередным проектом в офисе Evenbet Gaming

— Покер в России всегда вызывает масштабные дискуссии. Как вы считаете, у онлайн-покера в России есть шанс?

— Почему нет? Россия — один из важнейших рынков для онлайн-покера в мире. PokerStars ушел, но свято место пусто не бывает. Игроки есть, они хотят играть, поэтому я считаю, что он будет оставаться одним из самых привлекательных рынков в индустрии.

— Ставки на спорт легализованы, а более спортивная дисциплина еще нет. Как вы считаете, почему онлайн-покер все еще не получил официальный статус в РФ?

— Восприятие чиновников и интересы определенных людей. Если взять спорт, то через букмекерские конторы можно поддерживать спортивные федерации. И в целом он более понятный — для чиновников это выглядит красиво и выгодно. Покер очень сложно красиво расписать и доказать, что это полезно и будет иметь хороший эффект. Поэтому проще запретить, чем разбираться.

Многие знакомые говорили мне, что они уже на финальной стадии переговоров о регулировании покера, но из этого ничего не получалось.

— Представим на минутку, что покер легализовали. Что должен предложить отечественный оператор, чтобы навязать достойную конкуренцию гигантам индустрии?

— Тот же путь, что и со спортивными ставками — блокировка серых ресурсов и сделать максимально прозрачной работу операторов. Легкие депозиты и выводы, решение проблем — должна быть структура, которая за этим следит. Максимально комфортные условия для игрока.

— Как вы относитесь к «серым рынкам»?

— Положительно. Без серых рынков не будет белых. Серые рынки — это способ развития индустрии, следованию тенденции. После туда приходят люди с большими деньгами и занимаются регуляцией. Это неизбежно, в этом нет ничего плохого.

— Учитывая современные реалии, дайте свой прогноз покера в России на ближайшие пять лет.

— Прогнозировать сложно. То, что будут играть, — это однозначно. Будет ли он расти — возможно, будет. Появляется пространство для роста, которого раньше не было. Сейчас создается множество локальных проектов, государство может в этих условиях увидеть больше потенциала, чем раньше. Раньше они отмахивались, а сейчас это реально хорошая возможность заработать. Вероятно, что все для покера может сложится положительно.

Форум Poker.Ru
У Вас есть вопросы и желание их обсудить?
Тогда переходите на наш форум, где каждый пользователь может проявить себя!
Обсудить на форуме
Материал подготовлен
Ольга Ермольчева
Профессиональный игрок
Приветствую читателей Poker.ru. Я, Ольга Ермольчева, являюсь профессиональной покеристкой. Принимала участие в многочисленных турнирах, являюсь чемпионом мира по спортивному покеру.
Игровая карьера началась летом 2001 с покера против казино. При помощи покерных симуляторов и собственных расчетов удалось вывести стратегии обыгрыша казино. Результат — закрытие на вход к 2009 году в 25+ московских казино и в таком же количестве по стране.

Хотите поделиться своим мнением или оставить комментарий?

Написать