Еженедельный фриролл на 20,000

В 2007 году группа исследователей из Университета Альберты представила общественности проект, над которым ученые работали больше 16 лет. Это был покерный бот Polaris для Apple MacBook Pro. По заявлениям создателей, он стал первым ИИ, способным вести себя «естественно» за столом. Правда, его возможности были ограничены лимитным Холдемом в формате хедз-ап.
В 2007 году на выставке Gaming Life Expo прошли первые «показательные игры» Polaris против настоящих профессионалов. Бросить вызов искусственному интеллекту пригласили Фила Лаака и Али Эслами — они приняли участие в турнире «Человек против машины». Результаты вызвали огромный резонанс в обществе, а в следующем, 2008 году, экспериментальный чемпионат повторили. На этот раз в нем захотели принять участие уже шестеро профессионалов.
Бурные обсуждения возмутили «безумного гения покера», Майка Каро. В своей колонке журнала Bluff 2008 года он напомнил читателям: подобная программа уже создавалась. В историях о Polaris Майк не нашел ни одной отсылки к Orac — его собственному софту для Apple II Plus, который, между прочим, сыграл против Дойла Брансона и Тома МакЭвоя накануне WSOP-1984.
«Мы это уже проходили»
Майк прочитал сотни отчетов о «сенсации» 2008 года. В газетах и журналах писали: «Наконец машина может сразиться с человеком на равных!». Каро не мог оставить такие громкие заявления без ответа и выпустил заметку в журнале Bluff. Вот как он начал свою колонку:
«Вы ведь слышали об Orac, верно? Конечно, нет! И, если я вам не расскажу о нем, по-видимому, никто этого не сделает».

Майк был серьезно расстроен — его изобретение словно осталось в тени. Воспоминания о нем могли бы и вовсе раствориться в прошлом, если бы не хранящиеся в архивах специальных коллекций UNLV доказательства. В разделе с записями о казино Binion’s нашелся исторический документ.

К тому времени Майк Каро уже был известен как редактор изданий Poker Player и Gambling Times. К тому же у него сложился имидж компьютерного гения. Благодаря этому Майку удалось добиться проведения первого в мире состязания с участием машинного «оппонента» на 15-й Мировой серии покера.
Email, с которого все началось
В феврале 1984 года Каро отправил электронное письмо Анри Боллинджеру — агенту прессы и представителю Binion’s по вопросам PR. В нем он кратко описал свою программу и приложил еще один факс.

В письме содержалось техническое описание программы. Софт разрабатывался на Apple II Plus с использованием языка Apple Pascal. Он даже поддерживал достаточно продвинутую по тем временам графику — на экран ПК можно было выводить четырехцветные изображения колоды.
Вероятно, Боллинджер не понял и половины всех упомянутых в письме терминов. Но в Binion’s умели ценить рекламные трюки, а компьютеры как раз становились мейнстримом в обществе.
Для демонстрации всех возможностей Orac требовался профессиональный дилер, а также оптический сканер штрихкодов — чтобы считывать карты без участия человека.
В качестве дополнительного аргумента Каро предложил представителям Binion’s самим выбрать чемпионов, которые должны были сыграть с компьютером. Через месяц пришел ответ от Боллинджера: как и ожидалось, он был заинтригован, к тому же прислал черновик пресс-релиза. Этот материал планировали отправить в различные журналы и газеты для максимального привлечения внимания.
12 апреля Анри Боллинджер уже писал письмо Донне Вегнер, директору по продажам и промоушену в Apple Computer. Он анонсировал дату сенсационного состязания — 13 мая. Турнир с участием программного обеспечения должен был пройти накануне Главного события WSOP.

13 мая планировалось проведение трех демонстраций работы софта. В первой Каро хотел показать, как сканируются карты. С помощью оптического устройства и штрихкодов программа распознавала масти и ранги.
В Orac была предусмотрена функция сдачи карт. Но это могло вызвать у публики подозрения в нечестности машины. Поэтому был привлечен реальный дилер, который гарантировал случайные карты в раздаче.

Во второй демонстрации Каро планировал показать «домашний» прототип. Программа генерировала карты с цветной графикой, отслеживала стеки фишек и проверяла корректность ставок в каждом раунде. Софт был назван Orac — именем создателя, написанным в обратном порядке.
По плану участники должны были начинать со стеками в размере 100 фишек. Блайнды в игре — 1/2. Также должен был присутствовать третий человек, который вносил бы ставки участников в компьютер во время демонстрации.
В этом письме Каро отметил, что стратегические знания программы находились в начальной стадии. До старта показательного эксперимента он планировал внедрить еще как минимум два крупных обновления и не менее 30 правок.
В третьей демонстрации Каро использовал ту же программу, но ускоренную с помощью дополнительного ПО. Он отмечал, что задержки при принятии решений создавались искусственно — чтобы имитировать поведение реального оппонента. На деле программа рассчитывала лучший ход менее чем за секунду.

В стремлении приблизить компьютер к человеку Каро ввел еще одну «фичу» — программа иногда отправляла оппоненту сообщения, чтобы сбить его с толку. В финальной версии софта изобретатель добавил стратегические подстройки под конкретных соперников — МакЭвоя и Брансона. В 2008-м Каро напишет в своей колонке: «В закрытых тестах в 1983 году мое ПО обыгрывало профессионалов».
Брансон, МакЭвой — ваш выход
К концу весны все было готово. Пресс-релиз от 13 мая анонсировал сенсационное событие в казино Binion’s Horseshoe в центре Лас-Вегаса. «Майк Каро, известный покерный эксперт и компьютерный гений, разработал программу, которая, по его словам, может обыгрывать профессионалов в матчах хедз-ап по безлимитному Холдему — дисциплине, определяющей чемпиона мира за финальным столом WSOP».

Согласно пресс-релизу, участие в турнире «Человек против компьютера» заявили Дойл Брансон, Том МакЭвой, Пагги Пирсон, «Амарилло Слим» Престон, Джек Штраус и Стю Ангер. Бетти Кэри, названная «лучшей женщиной-игроком на высоких ставках», также была в списке. Призовых не предусматривалось — эксперимент проводился из научного интереса.
Четверо игроков не пришли на турнир — вероятно, из-за слишком громкого пресс-релиза. В итоге против компьютера сразились Дойл Брансон и Том МакЭвой.
Первую партию программа проиграла. В хедз-апе с Томом МакЭвоем победил человек — его компьютерному оппоненту досталась заведомо слабая рука. Против Брансона софт сыграл две партии с разными результатами.

Первая раздача с Дойлом закончилась поражением ИИ-игрока. Как признал Каро, это была его ошибка: «Зная Брансона, я предположил, что он попробует блефовать, и велел Orac сделать исключение и коллировать с любой парой или картами AJ и выше». Компьютеру достались туз-валет, и он потерпел поражение. А уже во второй партии ИИ победил — спустя почти час игры.
История Orac — важная глава в развитии покерных технологий, которую несправедливо обделили вниманием в 2007 году. Задолго до Polaris и современных ИИ-ботов Майк Каро заложил фундамент в разработке игрового софта. Это не просто интересная история из архивов Binion’s и WSOP, а лучшее свидетельство того, насколько давно началась гонка между человеком и алгоритмами за первенство за покерными столами.
Еженедельный фриролл на 20,000
Еженедельный фриролл на 150
Еженедельный фриролл на 200

Хотите поделиться своим мнением или оставить комментарий?
Написать