Продолжаем серию интервью с различными деятелями индустрии покера. Сегодня мы решили поговорить с CEO компании EvenBet Gaming Дмитрием Старостенковым.
EvenBet Gaming — партнер Poker.ru. Недавно мы запустили совместный проект — бесплатный покер-рум EvenBet-Poker.ru. Компания занимается разработкой покерного софта и работает на рынке с 2000-х годов. На своем опыте команда почувствовала все взлеты и падения индустрии. Победа Криса Манимейкера на WSOP 2003, «Черная пятница», скандалы с Ultimate Poker — EvenBet были свидетелями всех этих знаменательных событий.
Мы поговорили о всех этих важных моментах для дисциплины, а также затронули не менее значимые темы — создание софта и будущее онлайн-покера в России.
— Здравствуйте, Дмитрий. Вы начали заниматься покерным софтом в начале 2000-х, на несколько лет раньше «покерного бума». Почему решили обратить внимание именно на этот сегмент рынка?
— Компания занималась заказной разработкой, и мы получили заказ на покерный проект. Посмотрели правила и решили, что ничего сложного в этом нет. Мы согласились написать первую версию за относительно небольшую сумму. Это было большой ошибкой — по нашим ожиданиям мы должны были завершить проект за пару месяцев. Но оказалось, это огромная работа и очень сложный продукт. Все это вылилось в историю, которая длится почти 20 лет.
— Чем все-таки завершился первый проект?
— Он заработал, там даже проводились игры. Сказать, что это был хороший покер, я не могу. Наверняка с кучей ошибок, багов. Но это было начало 2000-х, когда все даже толком не знали правила, поэтому клиент даже смог запустить на нем бизнес-проект. В те времена игроки были не так требовательны. Главное, чтобы все работало — большого выбора не было.
Потом была победа Манимейкера, начал активно развиваться PokerStars, и к нам посыпались один за другим клиенты. Мы начали развивать свой продукт.
— Значит первый проект был удачный?
— Да, это был удачный кейс. Как часто бывает, когда молодые специалисты думают, что особых сложностей не будет, уверены в своих силах. Но потом оказывается, что масштабы работы были недооценены. Но нам в этом плане повезло — мы хоть и сделали несовершенный продукт, спрос на рынке позволил нам развиваться дальше, искать новые решения, добавлять инновации и находить новых клиентов.
— Вы начинали вместе с такими гигантами, как PokerStars, Full Tilt и partypoker. В чем причина их ошеломительного успеха? Если мы отбросим «покерный бум».
— На самом деле ни в чем. Нельзя сказать, что тогда софт чем-то выделялся. Был большой спрос, и его нужно было удовлетворить. Они появились и начали работать в удачное время. Это было стечение обстоятельств. Американский рынок всегда был развит в области гемблинга — США одна из лидирующих стран по казино на душу населения. У них давняя традиция игры в покер. Они удовлетворили мощный американский спрос. Это было основным двигателем роста покера на десятилетия.
У тех же Absolute и Ultimate Poker софт примерно нашего уровня. Технологически они ничем не отличались, а смогли вовремя выйти на рынок и удовлетворить спрос.
Проблемные программы, которые не ставились на ПК, никого не останавливали — люди были готовы столкнуться с этими трудностями, чтобы поиграть в покер. Но печально известные события «Черной пятницы» изменили рынок.
С того момента и до 2016 можно сказать, что покер стагнировал. Особенно ярко это было выражено в 2015 году, когда европейский и российский рынки выбрали все возможности для развития в объеме тех операторов, которые остались на тот момент. Произошло перенасыщение рынка, пошла «депрессия» в покерной индустрии, и многие смотрели в сторону других игр казино и слотов.
В 2016 году на рынке появился новый игрок — ПокерОК. Они предложили новую модель и большую базу азиатских игроков. Я считаю, что с момента захода сети GG из Азии начался новый тренд роста онлайн-покера. Азия, ПокерОК и клубные приложения дали второе дыхание. И по сегодняшний день они дают рост индустрии.
— Вы как никто другие знаете о всех взлетах и падениях покерного рынка. Назовите три ключевых события, которые отразились на индустрии.
— Американский рынок подкосил 2011 год. Не сказать, что это отразилось на всей индустрии, но на конкретные сегменты оказало сильное влияние. Если говорить в целом, то три основные точки: Манимейкер и PokerStars, Full Tilt и «Черная пятница» и 2016-2017 год — начало азиатского покера, новый тренд.
— Качественный софт — это довольные игроки. Как изменились требования пользователей за 15 лет?
— Обычно выделяют два типа пользователей: регуляров, стремящихся к заработку, и рекреационных игроков, которые воспринимают покер, как развлечение. Так как у них отличаются конечные цели, то и требования к софту совершенно разные. До 2016 года все крутилось вокруг игры. Добавление новых фич никак не отражалось на использовании софта. Регулярам не нужны 3D-аватары и другие фишки — ничего не должно отвлекать. Только карты и 20 столов.
Сейчас из-за азиатского тренда и клубного покера, которые привлекли тех, кто даже никогда не слышал о PokerStars, произошел перевес в сторону рекреационных игроков. Клубный покер формирует определенные привычки — игра по фану, развлечение, анимация. Поэтому пользователи приходят, чтобы хорошо провести время. Они требовательны к внешнему виду, аватарам, различным эффектам.
Если сравнивать два софта, то рекреационные игроки всегда выберут более красивый.
— Замкнутый круг: без красивого софта мы вернемся в 2016 год, когда притока новых игроков не будет.
— Да, времена покера ради покера уже прошли. Сейчас нужно конкурировать качеством и набором фич для развлечения пользователей и делать все, чтобы им было интересно играть. Простым софтом уже не заинтересовать посетителя.
— Сколько занимает времени создание покер-рума? От приема пожеланий клиента до финального тестирования.
— В среднем со всеми доработками и тестированием где-то 1-2 месяца. Сюда входит базовый сайт, платежные методы и другие пожелания.
— Сколько вы выполняете покерных проектов в год?
— 2-3 проекта в месяц. Суммарно 30-40 проектов в год мы выпускаем.
— Какой был самый необычный проект?
— Самые необычные, как правило, являются самыми неудачными, потому что их сложнее всего продать игрокам. Самый необычный, который даже сегодня кажется привлекательным: мы пытались запустить проект со скандинавскими партнерами. Они заключили договора с крупными брендами, такими как Coca-Cola, на спонсорство. Идея заключалась в том, что игроки участвуют в бесплатных играх и получают призы, а заработок идет с брендирования столов и лобби.
Другая вариация этой же идеи — благотворительные проекты. Проводится благотворительный турнир, где все собранные деньги за вход идут на благие дела, а в качестве призов привлекаются спонсоры — под них брендируют турнир, они раздают свою продукцию как призы. Заработок рума — часть от бай-инов для организации следующих игр.
— Это были успешные кейсы?
— Благотворительный проект работал, но из-за пандемии что-то перестало получаться, им пришлось закрыться. В первом проекте были сложности — они смогли привлечь даже автопроизводителей, но крупные бренды заинтересованы в крупных турнирах. Им неинтересно, когда они заплатили деньги, а на турнир пришло 50 человек. Это очень сложно обеспечить. Нужны огромные вливания в маркетинг, которых у них не было.
— Вы разрабатываете софт для азартной индустрии в целом. Расскажите об особенностях создания покерного софта. В чем ключевые отличия от создания азартных игр?
— Покер имеет уникальное позиционирование на рынке азартных игр. Это единственная Skill Game на рынке. Принято выделять три вертикали: спортивные ставки, казино и покер.
Покер занимает эксклюзивную нишу и сильно отличается от остальных по аудитории. В казино нет про-игроков, знаменитостей, комьюнити.
Практически невозможно сделать кросс-селл из казино и спорта в покер. Обратный вариант возможен. Игроки могут просто пойти отдохнуть за слотами или сделать ставку на команду.
По созданию софта есть свои нюансы, они как раз с этим связаны. Софт казино наиболее простой в создании. В нем идет упор не на само ПО, а на анимацию и математику. Покер сложен тем, что пользователи играют против друг друга. Много людей заходят в одно и тоже место одновременно. Это должна быть игра в живом режиме. Очень высокие требования к надежности, скорости работы, устойчивости, его готовность работать по разным каналам связи. Все эти моменты нужно учитывать.
— Расскажите о команде EvenBet Gaming. Сколько человек трудится в вашей компании?
— Около 120. Мы каждый месяц нанимаем большое количество сотрудников, поэтому эта цифра всегда ошибочна.
— В каких странах у вас открыты офисы?
— В США у нас офис с 2001 года. Есть в России, на Мальте. Сейчас открыли офисы в Сербии и Армении.
— Если с Мальтой все понятно, то почему выбор пал на другие страны?
— С Россией нас связывает история становления компании — мы начинали отсюда. В США мы открыли офис, так как индустрия в тот момент была на подъеме, нам нужно было помещение, чтобы решать все вопросы и оказывать поддержку нашим клиентам. Сейчас он больше направлен на латиноамериканский рынок и Канаду.
Сербию и Армению мы начали разрабатывать с конца прошлого года. Во-первых, хотим распределиться по временным зонам, во-вторых, пытаемся распределить саппорт и иметь больше гибкости и пространства для маневра — покрывать Европу и Азию. В этих странах есть большое количество компаний этой тематики, можно нанимать сотрудников, легкий доступ к выезду.
— Покер в России всегда вызывает масштабные дискуссии. Как вы считаете, у онлайн-покера в России есть шанс?
— Почему нет? Россия — один из важнейших рынков для онлайн-покера в мире. PokerStars ушел, но свято место пусто не бывает. Игроки есть, они хотят играть, поэтому я считаю, что он будет оставаться одним из самых привлекательных рынков в индустрии.
— Ставки на спорт легализованы, а более спортивная дисциплина еще нет. Как вы считаете, почему онлайн-покер все еще не получил официальный статус в РФ?
— Восприятие чиновников и интересы определенных людей. Если взять спорт, то через букмекерские конторы можно поддерживать спортивные федерации. И в целом он более понятный — для чиновников это выглядит красиво и выгодно. Покер очень сложно красиво расписать и доказать, что это полезно и будет иметь хороший эффект. Поэтому проще запретить, чем разбираться.
Многие знакомые говорили мне, что они уже на финальной стадии переговоров о регулировании покера, но из этого ничего не получалось.
— Представим на минутку, что покер легализовали. Что должен предложить отечественный оператор, чтобы навязать достойную конкуренцию гигантам индустрии?
— Тот же путь, что и со спортивными ставками — блокировка серых ресурсов и сделать максимально прозрачной работу операторов. Легкие депозиты и выводы, решение проблем — должна быть структура, которая за этим следит. Максимально комфортные условия для игрока.
- Интервью с Романом Шапошниковым: первые российские офлайн-регуляры суть очень бедные люди с очень большими деньгами
- «Когда я начинал стримить, зрители в чате буквально учили меня играть в покер», — интервью с Александром Badugi
- «Мы были звездами»: интервью с Дмитрием, сотрудником легендарной школы PokerStarter
- «Кэш превращается в сезонную работу» — интервью с Михаилом Blackstack94
- Браслет WSOP — промежуточная цель — интервью с Анатолием Филатовым
— Как вы относитесь к «серым рынкам»?
— Положительно. Без серых рынков не будет белых. Серые рынки — это способ развития индустрии, следованию тенденции. После туда приходят люди с большими деньгами и занимаются регуляцией. Это неизбежно, в этом нет ничего плохого.
— Учитывая современные реалии, дайте свой прогноз покера в России на ближайшие пять лет.
— Прогнозировать сложно. То, что будут играть, — это однозначно. Будет ли он расти — возможно, будет. Появляется пространство для роста, которого раньше не было. Сейчас создается множество локальных проектов, государство может в этих условиях увидеть больше потенциала, чем раньше. Раньше они отмахивались, а сейчас это реально хорошая возможность заработать. Вероятно, что все для покера может сложится положительно.
Хотите поделиться своим мнением или оставить комментарий?
Написать