Еженедельный фриролл на 20,000

По мере концентрации опыта человек учится находить определенные закономерности, которые впоследствии помогают ему лучше понимать окружающий мир и делать правильные выводы о наблюдаемых явлениях. К возрасту, позволяющему играть в карточные дисциплины, каждый подходит со своим набором знаний. Попадая за стол, новичок всегда старается понять логику происходящего, используя собственные шаблонные методы анализа. Каково же его удивление, когда оказывается, что в половине случаев он ошибается.
Предубеждения, основанные на жизненном опыте, очень часто идут вразрез с законами статистики. А ведь карточные дисциплины построены на математических вероятностях, которые человеческий мозг воспринимает с большим трудом. Какие же предубеждения провоцируют ошибки и мешают новичкам прогрессировать?
Содержание
Правило пиковых значений
Людям свойственно оценивать не сумму впечатлений, а среднее восприятие произошедших с ними событий. Окраску задают лишь самые яркие эмоции. Естественно, в покере это крупный банк, выигранный или потерянный при запоминающихся обстоятельствах: хороший блеф, удачный блефкетч, «доезд» в натс, бэдбит и т.д. В итоге складывается ошибочное впечатление о самой сессии или турнире.
Например, новичок осуществляет сложный, но успешный обман, удваивая стек на ранних стадиях МТТ. Но уже к середине события он вылетает, раздарив оппонентам фишки при недостаточной защите блайндов. Но запомнит он именно блеф, а тотальное поражение объяснит невезением.
В действительности ожидание в покере складывается из эффективности каждого, даже самого недорогого решения. Из-за недостаточных стилов с баттона или рестилов на SB и BB на дистанции теряется намного больше, чем в неудачных кулерах.
Разбор только крупных банков во время анализа сессии — типичная ошибка начинающих покеристов. Это полезная работа, но она не способна закрыть лики в часто повторяющихся ситуациях. Условно безуспешный колл на ривере стоимостью в стек (100 ББ) встречается 1 раз за тысячу раздач. На том же отрезке удачные и ошибочные стилы с BU и SB с 45% рук в сумме приносят около 150 ББ. Это лишь один из многочисленных небольших спотов, оказывающих максимальное влияние на винрейт.
Ошибка игрока
Это устоявшийся термин, описывающий неверное представление о вероятностях в дисциплинах с неполной информацией. Во многих видах спорта все куда прозрачнее. Соперник с лучшими физическими показателями или со стратегическим превосходством почти всегда одерживает верх. Иной результат считается сенсацией или объясняется грамотно выбранной в моменте тактикой. В шахматах игрок среднего уровня практически лишен шансов на победу над гроссмейстером, если последний садится за доску в нормальном самочувствии и со всеми фигурами.
В покере информация скрыта от участников. Они не знают ни карт соперников, ни ранаутов до их выхода на борд.
Это значит, что присутствует элемент случайности, который нередко называют удачей. Игроки, как правило, верят, что невезение за столом имеет накопительный эффект. Например, дважды подряд отдав банк с карманными тузами, они считают, что в третий раз их шанс на победу почти гарантирован. На самом деле дисперсия работает иначе.
Каждая новая раздача — это отдельная история, на которую предыдущие результаты не влияют никак. То есть вероятности остаются строго математическими, не повышаясь и не уменьшаясь в зависимости от прошлых итогов.
Ошибка игрока плохо влияет на построение стратегии в начале карьеры. Даже если новичок знает, что в теории действие плюсовое, несколько неудачных исходов заставляют сперва засомневаться, а затем и вовсе отказаться от него в пользу других решений. К примеру, трибет с карманными десятками — очевиднейший прием почти в любых позициях. Однако, несколько раз отдав банк сопернику, попавшему в пару валетов с JT, дебютант может пересмотреть тактику и начать использовать коллы вместо рейзов, лишаясь большей части EV на дистанции.
Иллюзия контроля
Речь о склонности игроков переоценивать степень своего влияния на происходящее за столом. Новичок, который пока не сталкивался с проявлениями дисперсии, может быть слишком уверен в собственных силах. Он считает, что держит под контролем абсолютно все. Затем приходит даунстрик, проигрываются банки, а соперники как будто издеваются, «доезжая» в натсы в каждой первой раздаче с любым «мусором». И самооценка размещается на другом полюсе — покерист осознает свою полную некомпетентность.
В действительности оба впечатления — ошибка.
На коротких дистанциях в покере влияние удачи огромно, и делать выводы стоит только по итогам сотен тысяч сыгранных рук. В остальное время нужно тщательно работать над стратегией. Чем лучше игрок понимает теорию и математику, тем проще ему принимать как затяжные поражения, так и длительные победы.
Оценка результата вместо ожидания
В 2006 году чемпионом Главного события Мировой серии стал Джейми Голд. Американец получил $12 млн, используя необычную стратегию: он постоянно разговаривал с соперниками, часто озвучивая им свои карты. Естественно, не всегда правдиво. Тем не менее никто не стал подражать Голду в надежде таким образом повторить его достижение. Да и сам триумфатор больше не добился ни одного заметного результата, за всю двадцатилетнюю карьеру добавив к выигранным $12 млн всего $640 тыс. Оказалось, что он очень посредственный покерист, а его победа была итогом редкого, но не невероятного всплеска дисперсии.

Да, за карточными столами возможно все. Именно так работают вероятности: на длинной дистанции они равномерно складываются в математически предопределенные значения, но на коротких отрезках любитель способен собрать натсы против топовых соперников и обойти поле из тысяч участников. Собственно, это свойство и привлекает в покер новичков, заодно поддерживая экологию всей индустрии.
На практике Голд — живое свидетельство того, что нельзя ориентироваться на результат. Важны только анализ EV и умение выбирать действия с максимальным ожиданием против конкретного оппонента.
Например, профессионалы знают, что карманные тройки не следует коллировать в ответ на опен-рейз на малом блайнде в составах 6-макс. Эту руку нельзя полноценно реализовать без позиции при попадании в сет. Однако новичок вполне может 10 раз за пару десятков рук попасть в натс и сделать ошибочный вывод, что подход работает. Изменить эту сформированную опытом веру невозможно без углубления в математику.
Избирательное восприятие
Данный пункт развивает предыдущий. Человеку свойственно повторять действия, которые в какой-то момент времени вызвали сильные позитивные эмоции. В покере речь идет о выигрышах крупных банков или о «заносах» турнира. Победитель запоминает конкретные руки, использованные при этом, и подсознательно придает им эмоциональную составляющую. К примеру, он коллировал огромный 4-бет с карманными двойками и словил сет, забрав углубленный стек у нитового оппонента. Этот успех приводит к тому, что действие повторяется снова и снова. За десятки последующих раздач покерист проигрывает множество потов, но не способен признать, что его «стратегия» не работает.
Кто-то вспомнит культовые руки вроде T4o, с которыми Дойл Брансон дважды выиграл хедз-ап Главного события Мировой серии. Многие всерьез внедряли этот стартер в самые разные диапазоны, придавая ему некий магический статус.
Однако дело состоит лишь в удачном стечении обстоятельств. В хедз-апе используются почти все возможные комбинации, и T4о просто дважды оказались у Брансона в нужный момент времени. Статистически такое событие очень маловероятно, но абсолютно реально.

Не стоит считать, что покер — чистая математика. В первую очередь это игра. Именно так покер воспринимают миллионы любителей. В нем есть место эмоциям, творческим линиям, адреналиновым блефам, предчувствию и надежде на удачу. На длинной дистанции преимущество получают регуляры, способные оценивать ожидание от каждого действия. Они не верят своим наблюдениям до тех пор, пока не подтвердят их расчетами. Поэтому математика — самый эффективный инструмент для борьбы с покерными (и не только) предрассудками.

Хотите поделиться своим мнением или оставить комментарий?
Написать