О первых результатах борьбы местных градоначальников с игорным бизнесом стало известно после отчета о выполнении бюджета Львова за первый квартал 2008 года. Как сообщил директор департамента экономической политики Львовского горсовета Олег Ищук: «В этом квартале бюджет Львова недополучил 1091 тыс. грн. от игорного бизнеса. Практически все предприниматели, которые работают в сфере игорного бизнеса в этом году взяли торговые патенты не в городе, а зарегистрировались на прилегающих территориях».
«Поэтому город потерял эту сумму налоговых поступлений», — резюмировал Олег Ищук. Напомним, что уже несколько лет мэр Львова Андрей Садовой (как и мэр Киева Леонид Черновецкий) ведет борьбу с игорным бизнесом.
Львовские результаты явно диссонируют с тенденцией стабильного роста налоговых поступлений от игорного бизнеса в целом по Украине. В 2007 году госбюджет получил 29 млн. грн от выдачи лицензий на организацию деятельности по проведению азартных игр, а в местные бюджеты (от выдачи торговых патентов на проведение операций по оказанию услуг в сфере игорного бизнеса) поступило 588 млн. грн. Эта сумма сопоставима с заложеными в бюджет 2008 года госрасходами на Фонд социальной защиты инвалидов.
Растут и обороты игорного бизнеса. По подсчетам аудиторской компании PricewaterhouseCoopers, общий мировой оборот этой отрасли к 2011 году достигнет $144 млрд., а ежегодный прирост мировой игорной индустрии составит 7,2%. Неудивительно, что многие страны стараются либерализовать игорное законодательство, чтобы стимулировать развитие этого бизнеса на своей территории. Так, после существовавших с 1968 года ограничений на ведение игорного бизнеса, в 2005 году Великобритания приняла закон, ослабивший стандарты регулирования, что позволило вдвое увеличить налоговые поступления от этого вида бизнеса.
Украинские мэры часто идут другим путем. Вместо того, чтобы создать законодательные условия для ограничения доступа несовершеннолетних и увеличить государственный контроль за отраслью и, соответственно, бюджетные поступления, они просто пытаются его запретить. Однако специфика игорного бизнеса состоит в том, что его запрет, подобно введению «сухого закона», не ведет к исчезновению азартных игр. Во всех странах, где вводился такой запрет, он приводил к сокращению налоговых поступлений и расцвету организованной преступности, а никак не к исчезновению самого явления. Поэтому страны, наученные горьким опытом, такие как Италия, инициируют принятие законов, легализирующих игорный бизнес, при одновременном усилении государственного контроля.
Определенные выводы можно сделать и из процессов в соседней России. После принятия закона «О государственном регулировании деятельности по организации и проведению азартных игр» часть субъектов федерации, не дожидаясь 2009 года, ограничили или запретили игорный бизнес. Это, по последним данным Федерального казначейства, сократило объемы поступлений на 4 млрд. руб., несмотря на снижение плана сбора налогов до 30,3 млрд. руб.
Хотите поделиться своим мнением или оставить комментарий?
Написать