Покер в современном виде появился в 60-х годах XIX века. В течение 100 лет доминировала дисциплина Дро (5-Card Draw). Комбинации в покере составлялись на пяти закрытых картах. Количество возможных раскладов в Дро — 2,598,960, из них ровно половина (а точнее, 49.88%) содержат какую-то комбинацию, хотя бы пару на двойках.
Начиная с 2001 года, когда открылись первые онлайн покер-румы, 90% раздач на деньги происходит в Техасском Холдеме. В 2024-м, говоря «покер», большинство игроков подразумевают именно эту дисциплину.
В Холдеме 5-карточные комбинации составляются с использованием семи карт. Поэтому имеет смысл подсчитывать не финальные руки, а расклады по раундам торговли: количество стартеров разного вида; число возможных бордов на флопе, терне, ривере, а также множество комбинаций (диапазон) оппонента.
Содержание
Понятие комбинаторики в покере
Комбинаторика — это большой раздел математики, изучающий выборки предметов из некоторого множества по заданным правилам, а также расположение элементов внутри него. Примеры комбинаторных конфигураций: перестановки, размещения, сочетания, композиции, разбиения.
В 90% случаев комбинации в покере подсчитываются на основе визуальной оценки. Производятся простейшие арифметические вычисления. Говорить о научном подходе не имеет смысла.
Комбинаторика в покере — это то же самое, что подсчет количества возможных комбинаций определенного типа в какой-то ситуации. Примеры:
- Какова доля карманных тузов среди стартеров противника, если известна частота 3-бета этого игрока.
- Сколько сетов может быть у соперника на флопе, когда ясен спектр его стартовых рук на префлопе.
- Как часто у префлоп-коллера будет флеш на ривере при трех картах одной масти на доске.
Комбинаторику покера можно считать частью его теории. Все оценки делаются приблизительно. Для науки такой подход слишком прост.
Факториал — это произведение последовательных чисел от 1 до n. Обозначается как n!.
При подсчете покерных раскладов используется единственная комбинаторная формула — количество сочетаний.
n — это количество предметов для выборки. В Холдеме это или 52 или 50. Количество выбранных элементов показывает цифра k. Это обычно 2 или 5. Именно из комбинаторной формулы сочетаний выводятся базовые цифры для Техасского Холдема.
Что считаем |
n | k | Значение |
Все возможные стартеры | 2 | 52 |
1,326 |
Стартеры оппонента, когда открыта начальная рука |
2 | 50 | 1,225 |
Всего флопов | 3 | 50 |
19,600 |
5-карточных раскладов на флопе с учетом карманных карт |
5 | 52 |
2,598,960 |
Твердо запомнить нужно единственную цифру — 1,326.
Правила составления
В 2024 году в румах можно найти примерно 20 самостоятельных покерных дисциплин. Всего существует четыре основных способа построения комбинаций.
Холдем. Игрок составляет 5-карточную руку из семи карт. Две из них персональные (карманные), а пять общие — выкладываются на столе. Варианты построения комбинации в Холдеме:
- Две карманки плюс три общих карты.
- Одна персональная и четыре на столе.
- Общая комбинация.
В последнем случае карманные карты соперников не участвуют. Это означает раздел банка поровну. Пример: , , борд {Ts} — сет и стрит не играют при общем флеше.
Омаха. В этой дисциплине действует правило: в комбинации участвуют строго две карманных карты из четырех розданных плюс три общих.
Семикарточный стад. Финальная рука формируется выборкой из семи персональных карт. Тот же принцип действует в разновидности лоуболла — Разз.
Пятикарточный Дро. Все финальные руки составляются на пяти закрытых картах. В дисциплине Бадуги у игроков по четыре карманки.
Сколько комбинаций в покере
В Холдеме в 95% ситуаций формулы применять не нужно. Количество начальных комбинаций определяется простым перебором. В таблице содержится базовая информация относительно стартовых рук, которые возможно получить, когда раздача еще не началась.
Категория |
Способов составления | Доля от 1,326 | Всего для любых номиналов | Доля от 1,326 |
Карманных пар одного номинала | 6 | 0.45% | 78 |
5.9% |
Непарных рук одного типа независимо от масти |
16 | 1.21% | 1,248 | 94.1% |
Одномастных рук одного типа | 4 | 0.3% | 312 |
23.5% |
Разномастных непарных рук одного типа |
12 | 0.9% | 936 |
70.6% |
Пример графического метода подсчета комбинаций для стартера AK. Рисуются два столбика. В них четыре A и столько же К. Затем тузы с королями соединяются стрелками, и подсчитывается количество линий. Результат — 16 (любых стартеров вида туз-король).
Общее количество комбинаций в покере — важная, но теоретическая информация. Практическую пользу принесет понимание, сколько у соперника в конкретной ситуации:
- Готовых рук.
- Недостроенных стритов и флешей.
- Пустых рук.
Исходная цифра для подсчетов — частота входа соперника в банк на префлопе из какой-то позиции и в определенной ситуации.
Отличие двух терминов заключается в том, что рука — это все пять карт. Комбинация не учитывает то, что в нее не входит. Пример: и — разные руки, но одинаковые комбинации при сравнении, например, с карманной парой королей.
На префлопе
До открытия общих карт главная задача — определить долю карманных пар в спектре оппонента. Это уже готовые комбинации в покере для флопа. Их будет 5.9% от общего количества стартеров. Остальные руки префлоп-рейзера — это в основном тузы от AT. У префлоп-коллера кроме мелких карманных пар будет средний «бродвей» (KT+, QJ+) и одномастные связки на низких номиналах.
Чтобы делать выводы о силе стартеров противника, нужно знать частоту его входа в банк в разных ситуациях. Эту информацию дает специальный софт — трекеры. Они выводят цифры на экран. Нужно смотреть на четыре показателя:
- VPIP — общая частота внесения денег в пот.
- PFR — доля раздач, когда это было сделано через повышение (рейз).
- 3-Bet — частота переповышени, ре-рейза на префлопе.
- ATS — попытка кражи блайндов.
В покер-румах без вывода статистики на экран о силе стартеров противника судят только на основе наблюдений. Ошибок в оценке не будет при максимум двух играемых столах, но на протяжении 50 раздач на каждом.
Можно рассмотреть простой пример определения количества готовых рук на префлопе. Например, оппонент на столе 6-max сыграл 3-бет с блайндов против покериста на средней позиции. Предположим, что трекер показал частоту такого действия как 6%. Дальнейшая последовательность действий следующая:
- Теперь нужно расписать карманные пары, с которыми почти всегда будет сыгран 3-бет: AA, KK, QQ, JJ, TT — это 5 × 6 = 30 стартеров. Результат деления на 1,326 — 2.3%.
- Добавить высокие непарные начальные руки: AK, AQ — это 2 × 16 = 32, что составляет 2.4% от 1,326.
- Вычесть из значения показателя 3-Bet две полученных цифры. Результат — 1.3%. Это доля стартеров хуже.
Итог расчетов: у оппонента примерно ⅓ начальных рук — карманные пары на картинках, а ¼ его диапазона — слабые стартеры, плохие для 3-бета.
Практические выводы для этого примера: в ответ на 3-бет оппонента нужно сбрасывать собственные руки AQ и хуже; имеет смысл коллировать на сет с мелкими карманками при стеках от 100 bb; будет правильным играть 4-бет и фолд со стартером AK.
На флопе
Когда открыты общие карты, при расчетах используются оценка спектра оппонента на флопе и структура доски. Можно привести упрощенный пример для игры против префлоп-коллера. Допустим, покерист открылся с ранней позиции с карманными AA. На кат-оффе его уравнял тайтовый регуляр. Открылась доска . Дальнейшие действия:
- Сопоставив статистические показатели префлопа, игрок пришел к выводу, что у его противника сейчас только карманные пары.
- Теперь нужно расписать множество комбинаций: сеты — это 3 × 3 = 9 стартеров оппонента.
- Оверпара на девятках или десятках — 2 × 6 = 12 начальных рук.
- Прочие пары — 4 × 6 = 24 стартера.
Если поделить 9 на общее количество возможных комбинаций (45), будет получена вероятность сета — 20%.
Практический вывод: имеет смысл крупно ставить на флопе — не менее ¾ банка, чтобы добрать с пары. Следующие возможные действия: фолд тузов на рейз (либо колл с фолдом на поздних улицах). Если соперник не ушел в пас на флопе, нужна небольшая ставка терна, чтобы получить что-то с пары хуже.
По старшинству
В следующей таблице перечислены все комбинации в покере по их рангу, а также их доля в 5-карточных раскладах. Эта информация будет полезна при игре в Дро-покер и в Оазис-покер против казино.
Комбо |
Общее количество | Доля |
Шансы с раздачи |
Роял-флеш |
4 | 0.00015% | 1 к 650,000 |
Стрит-флеш | 36 | 0.0014% |
1 к 72,200 |
Каре |
624 | 0.024% | 1 к 4,165 |
Фулл-хаус | 3,744 | 0.14% |
1 к 694 |
Флеш |
5,108 | 0.2% | 1 к 509 |
Стрит | 10,200 | 0.39% |
1 к 255 |
Сет |
54,912 | 2.1% | 1 к 47 |
Две пары | 123,552 | 4.7% |
1 к 21 |
Пара |
1,098,240 | 42.4% | 1 к 2.36 |
Туз-король | 167,280 | 6.5% |
1 к 155 |
Пустая рука |
1,135,260 | 43.7% |
1 к 2.29 |
Общее количество 5-карточных раскладов — 2,598,960. Расклад туз-король при игре против казино является комбинацией.
Количество комбинаций непарных рук в покере
Имеет смысл дать отдельную инструкцию, как считать непарные и парные стартеры, возможные в Холдеме. Кроме перебора и графического способа, рассмотренного ранее, задача решается перемножением количества номиналов, оставшихся в колоде.
Например, оппонент сыграл 3-бет на префлопе. Задача — определить, сколько у него стартеров туз-король:
- Когда игрок не держит ни А, ни К, у его противника возможны 4 × 4 = 16 стартеров туз-король, где 4 — количество номиналов, оставшихся в колоде.
- Если у покериста есть или А или К, например, при начальной руке AQ или AJ, количество стартеров AK у его оппонента сокращается: 3 × 4 = 12, где 3 — остаток тузов в колоде.
- Когда же сам игрок держит туза с королем, у его соперника возможны лишь 3 × 3 = 9 таких же стартеров.
Рассмотренный пример важен при игре против 3-бета на префлопе.
Как посчитать комбинации парных рук
Определение количества пар у противника проще. Возможные варианты: 6 или 3. Сразу можно привести пример. Допустим, тайтовый оппонент вновь сыграл 3-бет. Нужно определить, сколько у него карманных пар AA и KK:
- Если у игрока нет ни A, ни K, дело плохо. При четырех тузах, оставшихся в колоде, стартер AA возможно составить 6 способами. Вариантов для карманных КК столько же. Итого 6 + 6 = 12 префлоп-монстров с разными картами.
- Когда игрок держит A, ситуация лучше. У противника лишь три варианта для карманных тузов. 3 + 6 = 9, где 6 — способы построения стартера KK.
- Начальная рука туз-король уменьшает вероятность префлоп монстров у соперника в два раза — 3 + 3 = 6.
Этот пример показывает, почему с рукой AK имеет смысл играть 4-бет и фолд. Главная цель такого действия — заставить уйти в пас карманные QQ или JJ. Колл 4-бета выдает AA или KK у оппонента.
Зачем считать комбинации
Нужно понимать, что производить вычисления за столом не получится. Расчеты и прикидки делаются при разборе сессии в покерном трекере. Путь к прибыльной игре — запоминание результатов анализа раздач.
Уже через месяц после начала покерной карьеры естественным образом можно выучить 20-30 самых важных цифр.
Цель этой математики — определение процентного соотношения:
- Карманных пар и непарных стартеров соперника на префлопе.
- Готовых рук и пустых комбинаций на флопе.
Это позволяет принять оптимальное решение по линии розыгрыша на постфлопе: бет какого размера делать, играть ли чек-колл (и какой ставки) либо выбрать чек-фолд.
Примеры применения комбинаторики
Напоследок более сложный разбор — решение об олл-ине на терне с младшим сетом. В примере учитываются: статы противника на префлопе, его постфлоп-агрессия, а также собственный имидж.
Предполагается, что на столе 6-max игрок получил на баттоне пару . Был колл прелоад-рейза оппонента, находящегося в средней позиции. Статистика говорит, что это неагрессивный регуляр, открывающий в таких ситуациях все карманные пары и руки AT+. Выпал флоп . Противник поставил половину банка. Стеки по 100 bb.
Задача №1 — определить, есть ли у оппонента готовая рука, чтобы принять решение о фолде или о колле:
- AT+ — это 4 × 16 = 64 стартера. Все они не попали в борд.
- TT+ — это оверпары. Их 5 × 6 = 30.
- 88, 77, 55, 44 и 22 — прочие пары. Их 4 × 6 + 1 = 25.
- Количество сетов — 3 × 3 = 9.
Итого: оверкарты без совпадения — 50%, оверпара — 24%, сильнейшие руки — 7%. Бет величиной в ½ банка имеет смысл коллировать с низшей парой с целью забрать банк на следующей улице после чека оппонента.
За последние 30 раздач, сыгранных за столом, у героя имидж агрессивного фиша. Оппоненты несколько раз вскрывали его блефы.
На терне вышла . Сложился младший сет. Противник опять поставил. Герой сделал рейз примерно в 2.5 раза и получил олл-ин.
Задача №2 — выяснить стартеры, с которыми так было сыграно. Вариантов немного:
- AA, KK, QQ — 3 × 6 = 18. Это количество будет правильно дисконтировать в три раза, ведь мало какой регуляр будет играть олл-ин с оверпарой, но такое возможно.
- Сетов у оппонента 3 × 3 = 9.
- Пары JJ, TT и младшие — 0 вариантов. Все это уйдет в пас.
С трефовым флеш-дро регуляр не будет так играть. Стрит у него почти невозможен. Что делать?
В этом примере, несмотря на приблизительно равное соотношение победных и проигрышных стартеров оппонента и уже большой банк, лучшее решение — фолд с младшим сетом. Главный аргумент в пользу такого действия — малое количество раздач за столом. Противник может не воспринимать игрока как рекреационного и не переставлять в олл-ин с оверпарой.
Итоги
Комбинаторика как наука в покере применяется редко. Сложные расчеты производить не нужно. Достаточно запомнить несколько значений вероятностей.
Выводы о количестве конкретных комбинаций противника на префлопе делаются по статистике, выведенной на экран. Основные статы — VPIP и PFR. В покер-румах с запретом стороннего софта или в офлайне определять возможные комбинации соперников придется на основе наблюдений и заметок.
Часто задаваемые вопросы
В руме ПокерОК встроенная статистика содержит показатели VPIP, PFR, 3-Bet. В partypoker, Pokerdom и PokerMatch придется играть без информации на экране.
Поляризовать диапазон своих PFR и 3-Bet. Это означает открытие в 25% случаев со стартерами средней силы.
Pokertracker позволяет вывести статистику по позициям, но он на английском языке. Holdem Manager подойдет начинающим покеристам. Hand2Note — бесплатный софт.
Они важны, когда в записях есть не менее двух одинаковых ситуаций, например, противник рейзил с сетом на флопе, а с дро коллировал. Здесь нужно 2+2 случая похожих раздач.
Санкций не будет, если программа не взаимодействует с покерным клиентом. Все популярные трекеры не делают попыток получить информацию по раздаче, когда это запрещено.
Будет предупреждение на экране или на e-mail пользователя. Даже при неоднократном запуске калькуляторов блокировки счета не бывает, так как это не является серьезным нарушением.
Факториал 52, разделить на произведение факториалов (52−4) и 4. Результат — 270,725.
Факториал 36, разделить на произведение факториалов (36−2) и 2, получается 630 возможных стартеров.
Нет, так как в этой дисциплине диапазоны узкие: соперники редко разыгрывают стрит-дро и флеш-дро и вступают в торги, когда на руках хотя бы пара дам. Если есть старший сет, базовое действие — рейз, с финальными руками хуже — колл.
Хотите поделиться своим мнением или оставить комментарий?
Написать