Игральные карты эволюционировали от древних «таблиц» до красочных колод с персонажами. Эпохи, национальные и культурные традиции влияли на наносимые символы и изображения. Триумфаторы войн, богини и библейские герои становились прообразами игральных валетов и дам. В статье описано, кто прототип короля червей в покере, когда и где зарождались карты, какие исторические личности на них изображены.
Игроки, которые вводят промокод при регистрации на GGPokerOK, получают ДОСТУП НА ПРИВАТНЫЙ ТУРНИР с призовым фондом $150 и бонус 100% на депозит
Инструкция: Как получить билет при регистрации?
История появления игральных карт
По легенде, все зародилось в Китае. Умельцы использовали изобретенную бумагу для создания табличек с рисунками трех видов:
- Иероглифами (китайскими шахматами).
- Монетами.
- Костяшками домино.
«Монетные» игральные таблички были условно нумерованными. На каждую из них наносилась символика денег в определенном количестве (от 1 до 9). Изначально карты были настоящей валютой, но со временем постоянное копирование привело к разделению на платежный инструмент и версии для развлечений. Масти обозначались причудливыми рисунками в виде китайских вельмож. Именно эта система стала первообразом будущих европейских колод. Из Китая она перекочевала вместе с народами в Индию и Персию и постоянно видоизменялась.
По другой версии, первые «архетипы» современных карт появились в далеком XII веке на Востоке. В Древнем Египте мамлюки использовали «пластины» с орнаментом и фигурами (Коран запрещал изображать людей). В стамбульском музее выставлены варианты с тронами, чашами, причудливой арабской мозаикой.
В Европе игральные «инструменты» появились в далеком 1375 году. Итальянский художник Никколо Кавелуццо сделал в дневнике запись:
«Введена в Виттербо игра в карты, происходящая из страны Сарацин и называемая ими наиб».
Попасть в Европу игральные «таблички» могли из мусульманских регионов, которые опустошали рыцари крестовых походов. Колода была с четырьмя мастями, нумерацией от 1 до 10 и тремя фигурами — двух чиновников и царя. После модернизации и доработок она дожила до наших дней.
Кто является прототипом короля червей в покере
Изначально все рисунки были абстрактными, но затем появились изображения знаменитых людей. Считается, что в конце XIV в. французский художник Жаклин Грэгоннер для прорисовки каждого персонажа (к тому времени появились и дамы, и валеты) использовал образ известного человека.
В иных источниках автором первых изображенных монархов называют неизвестного шута Карла VI Безумного. Слуга хотел порадовать тоскующего самодержца и разработал несколько игр. Рисунки монарших и придворных особ должны были отогнать депрессию правителя Франции.
Кто бы ни являлся первым автором, на роль червового короля выбрали Карла Великого, который правил Западом до 814 года. Он смог объединить европейские регионы после краха Рима. Интересно, что по имени властителя франкская династия Пипинидов стала называться Каролингами. Так и возникло славянское слово «король».
В дальнейшем художники изображали популярных у буржуазии или народа личностей. В разное время и в разных карточных системах прообразами червового властителя служили:
- Карл I — казненный английский монарх.
- Писатель Виктор Гюго.
- Генерал и политический деятель Франции Жорж Эрнест Жан Мари Буланже.
- Римский император Константин Великий.
Другие исторические персонажи, взятые за основу
«Вакантные места» занимали изображения известных людей, их соратников, богов. Существовал логический подход к выбору персоны. По древнему преданию, масти отражают стороны человеческой натуры. Червы символизируют любовь, трефы — тягу к знаниям, бубны — жажду наживы, пики — смерть. В религиозных трактатах встречались связующие аналогии с жертвоприношением Христа.
На базе этих знаний и подбирались архетипы для карт разного старшинства. После превращения неудобных предсказательных наборов таро в игральные колоды остались только привычные нам «герои».
Тип карты | Символизм (значение) | Прототипы |
Дама | Сильная (или слабая, алчная) женщина, революционер, божество, любовница, царица | Жанна д’Арк Библейский герой Юдифь Аргина (как образ соблазнительницы) Мадам де Помпадур |
Валет | Личность из истории или мифа, воин, придворный советник | Сэр Ланселот, рыцарь Круглого стола Роланд (командовал армией Карла Великого) Ожье Датчанин (из французского эпоса) Жестокий рыцарь Этьен де Виньоль по прозвищу Ла Гир |
Король | Сильный правитель, монарх, кумир (или узурпатор), герой революции, любимец нации, бог, вольнодумец, писатель, философ | Жан-Жак Руссо Ганнибал Гораций Вольтер |
Канонические прототипы разных карт:
- Пиковый король — царь Иудеи Давид, изображенный с арфой, на которой он любил играть. Французский вариант — Наполеон Бонапарт.
- Бубновый монарх — Гай Юлий Цезарь, нарисованный в профиль с вытянутой рукой (знак богатства).
- Трефовый властитель — Александр Македонский, который был единственным «картонным самодержцем» с нарисованным символом владычества.
- Дама червей — Елена Троянская. Считается самой красивой мифической женщиной.
- Дама пик — греческая богиня войны Афина Паллада. У тевтонцев и скандинавов заменялась местными божествами.
- Дама бубен — Рахиль, «богиня денег».
Не было конкретного прообраза только у дамы треф. Французы придумали девушку с именем Аргина, которая символизировала всех любовниц, фавориток двора и королев. Предположительно Argine — анаграмма Regina. На латыни это слово означает «королева». До XIX в. принцип «прообраз карточного короля — выдающийся правитель, самодержец, царь» сохранялся и был главенствующим. Впоследствии появились колоды нового времени с разными персонажами без привязки к символике. Самобытная игровая индустрия не нуждалась в продуманных логических связях, мифологии, образах. Каждый рисовал свою версию для развлечения и забавы.
Отметился даже Сальвадор Дали, который по обыкновению исказил геометрию лиц персонажей до неузнаваемости.
В России карты стали доступными в модернистские петровские времена. Западных личностей художники заменили членами династии дома Романовых и видными политическими фигурами — от Петра I и Екатерины Великой до Александра Меншикова и Григория Распутина. Самые известные сегодня рисунки российских карт были разработаны Адольфом Шарлеманом во второй половине XIX в. Мастер взял за основу французские послереволюционные колоды 1816 года и сделал все образы героев собирательными и яркими.
Хотите поделиться своим мнением или оставить комментарий?
Написать