
Считать карты в покере не только разрешено, но и необходимо для принятия прибыльных решений. Речь о Техасском Холдеме и других разновидностях, в которых соперничество идет между живыми игроками. Профессионалы определяют количество аутов (карт в колоде, способных усилить комбинацию), что помогает оценить вероятность победы и шансы банка. Если в дисциплине оппонентом выступает казино, подсчет карт запрещен в наземных заведениях.
Содержание
Что такое ауты и шансы банка
Расчеты в покере основываются на теории вероятностей. В каждой ситуации возможен расчет шансов на победу конкретной руки над предполагаемым диапазоном соперника, что помогает принимать обоснованные решения. Игроки, владеющие покерной математикой, получают преимущество над оппонентами.
Одна из важнейших концепций — шансы банка (пот-оддсы, от английского Pot Odds). Это отношение суммы, которую необходимо внести после ставки или рейза оппонента, к итоговому размеру пота. Получившееся значение сравнивается с эквити — математической долей игрока в банке в текущий момент раздачи. Если оно выше пот-оддсов, колл приносит прибыль.
На флопе и терне комбинации игроков нередко усиливаются благодаря выходу нужных карт — аутов. Их количество в колоде определяет вероятность шансов на победу при получении топовой комбинации. Профессионалы обычно знают значения из таблицы аутов, что помогает им быстро оценивать эквити.
Количество аутов | На терне | На ривере | На терне или ривере |
1 | 2% | 2% | 4% |
2 | 4% | 4% | 8% |
3 | 6% | 7% | 12% |
4 | 9% | 9% | 16% |
5 | 11% | 11% | 20% |
6 | 13% | 13% | 24% |
7 | 15% | 15% | 28% |
8 | 17% | 17% | 31% |
9 | 19% | 20% | 35% |
10 | 21% | 22% | 38% |
11 | 23% | 24% | 42% |
12 | 26% | 26% | 45% |
13 | 28% | 28% | 48% |
14 | 30% | 30% | 51% |
15 | 32% | 33% | 54% |
Чаще всего определяются ауты на дро, которые могут усилить руку до стрита, флеша, фулл-хауса. Однако в некоторых ситуациях карта может помочь не только игроку, но и его сопернику. В таких случаях используется понятие дисконтированных аутов: их количество уменьшается с вычетом опасных номиналов или мастей. Например, стрит-дро имеет 8 аутов для победы, однако при выходе третьей карты в масть к двум на доске 2 из них могут дать оппоненту флеш, поэтому их следует исключить.
Как посчитать эквити
Эквити часто путают с вероятностью победы, но это разные понятия. Большинство рук не доходят до вскрытия из-за неудачной текстуры борда, поэтому их реализация падает. Например, карманные тройки выигрывают в олл-ине на префлопе у АК в 53% случаев. Но на флопе они часто остаются андерпарой и вынуждены сбрасываться при агрессии соперника, даже если тот не усилился.
Расчет эквити на постфлопе применяется для оценки выгодности ставки, рейза или колла. В последнем случае показатель сравнивается с предложенными соперником шансами банка.
Определить долю в банке в ходе раздачи бывает сложно из-за нехватки времени. Профессионалы разбирают сыгранные партии в калькуляторах эквити. Такая работа помогает развивать интуитивное понимание силы рук и диапазонов.

Дро-руки, монстр-дро и блокеры
В покере любой стартер может собрать натс — лучшую из возможных комбинаций. Однако важно, чтобы частота входов с конкретной рукой окупалась выигрышами на дистанции. Неготовые расклады с высокой вероятностью усиления до пятикарточного сочетания называются дро. Самые перспективные из них:
- Стрит-дро (OESD). Рука с потенциалом на стрит, имеет 8 аутов.
- Флеш-дро. Сочетание из четырех карт одной масти, еще одна из 9 той же масти завершает комбинацию.
- Монстр-дро. Одновременно претендует на стрит и флеш при 15 аутах.
Более слабое дро — гатшот, когда для стрита не хватает одной карты внутри последовательности. Например, руке 98 на доске 65x нужна семерка для усиления. Это слабое дро, но эффект блокеров делает его удобным для блефов на «связанных» флопах. Распознать такой обман сложно, так как карты игрока уменьшают количество сильных комбинаций в диапазоне оппонента.
На флопе и терне OESD, флеш-дро и монстр-дро также отправляются в спектр полублефа, причем последняя разновидность нередко имеет более 50% эквити. Это позволяет выставляться олл-ин уже на первых этапах постфлопа.
Пример подсчета карт в покере
В качестве примера подсчета карт можно рассмотреть две раздачи. Первая касается действий на префлопе. Регуляр открывается с малого блайнда и получает крупный трибет от любителя с неполным стеком. Может ли он заколлировать, чтобы попытаться словить сет?

В колоде 52 карты, из них две четверки дают игроку «монстр»-руку. Остаются 50 неизвестных карт. Вероятность попадания в натс равна 1 — (48 / 50) * (47 / 49) * (46 / 48) = 11.8%, то есть в одном из восьми с половиной случаев. Пара четверок почти никогда не дают топ-пару, поэтому дойти с ними до шоудауна при активной игре соперника трудно. При этом в ответ на повышенный сайзинг трибета необходимо вложить в банк 13 ББ, чтобы побороться за общий пот. Для выхода в плюс на дистанции их нужно вернуть. На неудачных бордах будет потеряно 13 * 7.5 = 97.5 ББ. Это необходимый минимум для эффективных стеков на флопе, чтобы сделать колл околонулевым. У соперника же всего 46.9 ББ. Очевидно, что фолд в данной ситуации не приносит профит, но сохраняет деньги.
В другой раздаче действие происходит на флопе. Игрок «зацепился» за борд с дро-рукой. При этом на доске две карты одной масти.

Соперник ставит 2 ББ в банк 4 ББ, тем самым давая игроку пот-оддсы 2 / (2 + 4 + 2) = 25%. Нужно провести анализ и определить текущее эквити. Стрит-дро имеет 8 аутов на усиление: 4 семерки и 4 дамы. Однако два из них «отравлены» червовой мастью, так как в теории могут дать натс оппоненту.
Их стоит дисконтировать, однако только наполовину, поскольку у соперника в диапазоне кроме флеш-дро много других комбинаций.
Итого, у игрока около 7 «чистых» аутов. В подобных случаях можно использовать правило двоек и четверок: каждая карта дает 2% эквити для одной улицы и 4% для двух. То есть шанс попасть в стрит на терне равен 2 * 7 = 14%, а общая вероятность на победу к шоудауну составляет 4 * 7 = 28%. Этого достаточно для плюсового колла, тем более что в позиции допустимо снизить требуемое эквити на 5-10% за счет имплайд-оддсов. Однако, если на терне появится червовый ранаут, стоит более осторожно анализировать действия оппонента, чтобы вовремя распознать опасные руки.
Часто задаваемые вопросы
В играх между людьми никто не запрещает использовать память и математику. Чтение рук при помощи теории вероятностей — необходимый навык.
В блэкджеке у игрока больше информации об ушедших из колоды картах, поэтому при должной подготовке и с использованием специально разработанных систем можно получить преимущество над казино, так что подсчет в этой дисциплине негласно запрещен. В покере считаются вероятности, которые зависят от текущего эквити и количества аутов в колоде.
Когда определяются шансы на выход конкретных ранаутов, их количество делится на сумму оставшихся в колоде карт. В более широком смысле подразумевается расчет методом множества симуляций одной и той же ситуации.
Калькуляторы эквити и солверы полностью закрывают потребности в обучении математике покера. Однако их нельзя использовать непосредственно при игре за столами в покер-румах.
В качестве основы стоит ознакомиться с «Математикой покера» Билла Чена и Джерода Анкермана. Продвинутые игроки могут изучить большую работу по ГТО от Мэтью Джанды «Руководство по теоретически оптимальной игре».

Хотите поделиться своим мнением или оставить комментарий?
Написать
Чем больше вы изучаете пот-оддсы, эквити, решения солверов, тем точнее становится ваша «интуиция», поскольку она укрепляется точными данными.
К этому добавляется практический опыт, позволяющий лучше понимать стиль игры оппонентов. Со временем инстинкты начинают подсказывать быстрые и точные решения без сознательных расчетов. Это можно сравнить с мышечной памятью: тренировка проходит вне стола, а результат проявляется во время игры.