Дисперсия в покере – понятие, влияние на прибыль

Покерная математикам позволяет производиться расчеты, используя теорию вероятности, чтобы оценивать прибыльность решения. Казалось бы, достаточно строго следовать ей, делая ставки только тогда, когда они принесут прибыль в долгосрочной перспективе. Однако не всё так просто, так как в той же теории вероятности существует такое явление, как Дисперсия. Она может существенно подкорректировать результаты! Дисперсия в покере может сделать игру убыточной, даже если покерист принимает исключительно прибыльные решения. Поэтому опытные игроки учитывают её и предпринимают меры, которые позволяют снизить её влияние на величину дохода от покера.

Дисперсия – показатель отклонения от результата, ожидаемого в долгосрочной перспективе. Рассчитывается она по сложной формуле:

Это предельно простое и упрощенное определение, однако оно говорит о многом. Если игрок рассчитал с помощью теории вероятности, что получит определенную среднюю прибыль от ставки на дистанции – сыграв десятки и сотни таких рук – это не означает, что результат будет таким, каким он его ожидал. Математика позволяет вычислить среднюю величину ожидаемой прибыли. В реальности она может оказаться меньше или больше. При этом, чем меньше подобных решений принимает игрок, тем большее отклонение от ожидаемого результата может наблюдаться. Некоторые решения могут дисперсионными, а другие низко дисперсионными, например:

  • Колл олл-ина с маленькой парой – допустим, покерист уравнивает с карманными Пятерками ставку ва-банк оппонента, который сделал рейз с ранней позиции. По позиции и величине ставки, он предполагает, что у соперника одномастные Туз-Король, так как размер повышения соответствует тому, как оппонент разыгрывает данную руку. В таком случае у игрока Эквити будет равняться 51,97%. Согласно вероятности, если игрок сыграет 100 таких раздач, он выиграет примерно в 52-х конах. Если каждый раз его стек будет составлять 100$, прибыль за 100 раздач составит 200$ — всего два стека. Однако, из-за Дисперсии в покере, количество проигрышных раздач может составить более 48. Например, если отклонение случайной величины составит 7 раздач, он проиграет на этой дистанции 500$. За 10 же раздач убытки могут быть еще более ощутимыми.
  • Колл олл-ина двумя Тузами – в этом случае игрок колирует ва-банк оппонента на префлопе с карманными Тузами, имея вероятность на выигрыш 85% против случайных карт соперника. Получается, что в среднем он будет выигрывать 85 таких раздач из ста. Если его стек равняется 100$, он будет получать прибыль на дистанции из ста рук примерно в 3500$. Дисперсия здесь также может повлиять на результат, однако какое бы сильное отклонение от математического ожидания не было бы, игрок будет оставаться в прибыли. Например, если из-за Дисперсии окажутся проигрышными еще 7 раздач, покерист получит прибыль не 3500$, а 2800$, а убыток здесь практически исключен. На короткой же дистанции любое решение может оказаться убыточным. Например, игроку может не повезти три раза подряд при ставке ва-банк с карманными Тузами.

Конечно, здесь описаны частные случаи с примерами крайней степени. Однако они дают понять, как Дисперсия в покере может влиять на прибыль покериста. Опытные игроки зачастую страдают от неё, так как недополучают прибыль, или уходят в убыток из-за принятия сильно дисперсионных решений. Чтобы снизить влияние Дисперсии можно принимать меньше решений, которые наиболее подвержены её. Однако полностью исключить её влияние невозможно. Влияние отклонения на доход также снижается количеством сыгранных рук. Чем длительнее дистанция игрока, тем более приближенным становится результат к математическому ожиданию.

Даунстрик и Апстрик

Выделяют два частных случая отклонения от математического ожидания, которые носят критический характер. Разница в том, что отклонение может носить слабо выраженные черты и не оказывать на результат существенного влияния. Например, если вместо планируемой прибыли покерист получает на 5-10% меньше – это нормальный показатель. Если же разница между ожиданием и результатом существенная, то выделяют два частных явления Дисперсии в покере:

  • Апстрик – игрок выигрывает значительно больше, чем ожидает. В данном случае, стоит отметить, что причиной получения более высокого дохода становится именно не изменение стратегии, а череда случайностей. То есть, выигрышных раздач оказывается гораздо больше, чем должно быть согласно рассчитанной вероятности.
  • Даунстрик – противоположное явление, при котором Дисперсия носит отрицательный характер и вместо запланированного выигрыша игрок получает заметно меньше или уходит в убыток. Это также происходит не из-за повышения лимита, корректировки стратегии и других причин, а именно – из-за череды случайностей, допускаемой теорией вероятности.

Оба явления применимы как к начинающим покеристам, так и к опытным игрокам. Отклонение от математического ожидания не носит избирательный характер, поэтому у любого игрока может быть отмечен затяжной Апстрик или Даунстрик. В первом случае не стоит расстраиваться, так как прибыль увеличивается и покерист получает больше денег, ничего не меняя в стратегии. Во втором случае необходимо что-то предпринять, чтобы снизить потери – принимать меньше дисперсионных решений, снизиться по лимитам, сделать перерыв в игре. Из-за затяжного Даунстрика игроки часто впадают в состояние тильта, что еще больше усугубляет ситуацию.

Дисперсия в покере часто становится мишенью для обвинений в падении прибыли и убыточной игре, даже если причина не в ней. Чтобы определить точную причину того, что игрок не получает ожидаемый доход, необходимо внимательно проанализировать игровую историю. Возможно, анализ выявит ошибки игрока в стратегии.

Дисперсия – это влияние случайности на результат, который невозможно исключить, но можно ослабить. Начинающему игроку важно научиться определять, какие решения носят дисперсионный характер, а на какие ситуации случайность оказывает менее сильное влияние.

Оставить комментарий